Валерий Смирнов, обойщик «Автобусного парка»

Студентка ка­фед­ры жур­на­ли­сти­ки НовГУ Наталья Молоканова за­вер­ши­ла учеб­ную прак­ти­ку в от­де­ле по свя­зям с об­ще­ствен­но­стью ОАО "Автобусный парк" пуб­ли­ка­ци­ей о ра­бот­ни­ке пред­при­я­тия в неза­ви­си­мом издании. 

МОЛОКАНОВА Н. КТО ПОЧИНИТ ГАРМОШКУ /​/​НОВАЯ НОВГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА, 10.08.2016, С. 20.

КТО ПОЧИНИТ ГАРМОШКУ

Никогда еще зем­ля не кру­ти­лась так быст­ро. Всего два­дцать лет на­зад мир уме­ло об­хо­дил­ся без на­во­ро­чен­ных га­д­же­тов. Профессии тка­ча, элек­три­ка, порт­но­го яв­ля­лись хо­до­вы­ми. Теперь лю­дей лег­ко за­ме­ня­ют машинами-​роботами, при­выч­ные для слу­ха про­фес­сии ухо­дят в про­шлое. Но есть то, что оста­ет­ся вос­тре­бо­ван­ным и по сей день. Словно в сапогах-​скороходах мчит­ся XXI век, и на этом пу­ти хо­ро­ший обув­щик – и нор­ма, и на­ход­ка! В «Автобусном пар­ке» на Хутынской 10 ра­бо­та­ет обой­щик, а по сов­ме­сти­тель­ству еще и са­пож­ник, че­ло­век двой­но­го имени.

Валера 2

ТАЙНА ДВОЙНОГО ИМЕНИ


Валерий Александрович ро­дил­ся на це­лине 9 мар­та 1967 го­да. По во­ле слу­чая в сви­де­тель­ство о рож­де­нии был за­пи­сан как Смирнов Сергей Александрович. Несмотря на то, что в сви­де­тель­стве имя бы­ло ис­прав­ле­но, в ар­хи­ве Валерий остал­ся Сергеем. Вот так и вы­шло, что для род­ных, близ­ких и дру­зей он – Валера, а по всем до­ку­мен­там – Сергей… И, кста­ти, не бы­ло бы, мо­жет, ни­ка­ко­го ин­тер­вью с ним, ес­ли б я не на­зва­ла его… пра­виль­но: Валерий.


«Добрейший му­жик, ра­бо­тя­щий. Постоянно с на­ро­дом, при де­ле», – так от­зы­ва­ют­ся о нём в га­ра­же. Точно, все­гда при де­ле: под раз­го­вор ма­стер ре­мон­ти­ро­вал мои бо­со­нож­ки. Шуршал на­ждач­ный ста­нок, кро­и­лись де­та­ли из мик­ро­пор­ки и вот – но­вень­кие набойки!

– В жиз­ни ча­сто при­хо­дит­ся объ­яс­нять лю­дям, по­че­му с име­нем так. Даже на сва­дьбе ка­зус был. В са­мый раз­гар ве­се­лья тесть уви­дел в мо­ем пас­пор­те имя – Сергей. Ну и на­ча­лось. На тот мо­мент род­ня не зна­ла всей этой ис­то­рии, дол­го при­шлось объ­яс­нять, что я не мо­шен­ник, но ни­че­го, со сме­хом вспо­ми­на­ем вот уже 26 лет. Два сы­на у нас, од­но­му 11, дру­го­му 25, он во­ди­тель КАМАЗа.

Валера 1

ЧЕЙ ТУФЛЯ?


Валерий Александрович окон­чил обув­ное учи­ли­ще №1, когда-​то рас­по­ла­гав­ше­е­ся близ Лодочной стан­ции. Специальность – обув­щик. 16 лет про­ра­бо­тал в до­ме бы­та «Волхова», что на Гзени.

– Нравилось мне де­ло обув­щи­ка. Люди раз­ные при­хо­ди­ли. Много, в день по 3-​4 че­ло­ве­ка при­хо­ди­лось об­слу­жи­вать. Друзья оста­лись с той ра­бо­ты, с ко­то­ры­ми под­дер­жи­ва­ем об­ще­ние. Во вре­ме­на де­фи­ци­та, сколь­ко ни со­шьём пар обу­ви, вниз в ма­га­зин из це­ха спу­стим – и нов­го­род­цы влёт рас­ку­па­ли, как и не бы­ло на­шей работы!

А 20 лет на­зад обув­щик Валера стал обой­щи­ком в транс­порт­ном предприятии.

– Что при­влек­ло ме­ня? Не знаю. Но я здесь на­шел свое ме­сто. Или оно ме­ня на­шло. Со швей­ной ма­шин­кой, рас­кро­еч­ным сто­лом и на­ждач­ным стан­ком я уже был зна­ком, по­это­му пе­ре­ход из од­ной про­фес­сии в дру­гую дал­ся легко.

Разговариваем, а ма­стер – вна­клон­ку за швей­ной ма­шин­кой, за по­ши­вом но­вень­ких чех­лов для си­де­ний ав­то­бу­сов и троллейбусов.

Валера5

ПИК ВОСТРЕБОВАННОСТИ


– Как ор­га­ни­зо­ван день обойщика?

– Рабочий день у ме­ня длит­ся 8 ча­сов. Каждые 2 дня хо­жу в рем­зо­ну, де­лаю об­ход, сам смот­рю, что тре­бу­ет ре­став­ра­ции. И впе­ред, за ра­бо­ту. На мне ре­монт си­де­ний и «гар­мо­шек» ав­то­бу­сов, за­ме­на зме­е­ек на ра­бо­чей одеж­де. Раньше, в кри­зис­ные го­ды, шил и ре­мон­ти­ро­вал сум­ки для кон­дук­то­ров, нын­че их че­рез гос­за­куп­ки по­ку­па­ют. Но кон­дук­то­рам ме­ло­чи в ав­то­бу­сах мно­го да­ют, рем­ни у су­мок не вы­дер­жи­ва­ют, так чи­ню. А вот этим се­го­дня за­ни­ма­юсь – но­вая обив­ка для си­де­ний, видите?

– Красиво, а га­ран­тия есть у Ваших работ?

– Гарантия... Она от лю­дей за­ви­сит, от пас­са­жи­ра, – и ма­стер вро­де бы смущается.

– Есть глав­ный сек­рет мастерства?

– А нет его. Для хо­ро­ше­го ре­зуль­та­та важ­но, что­бы те­бе твое де­ло нра­ви­лось. А ина­че бес­по­лез­но всё, будь ты хоть са­пож­ни­ком, хоть кос­мо­нав­том. Работа не долж­на быть бременем.

– А все­гда ли Вы ви­де­ли се­бя имен­но в этой профессии?

– Нет, ко­неч­но, не все­гда, – улы­ба­ет­ся ма­стер, по­прав­ля­ет оч­ки. – В меч­тах бы­ло во­ди­те­лем стать, как отец, но тут зре­ние под­ве­ло. И вот, бы­ва­ет, го­во­рят, от­кру­тить лет этак на два­дцать на­зад, из­ме­нил бы свое ре­ше­ние? Не из­ме­нил бы. Моя ра­бо­та ни­ко­гда не бы­ла в тя­гость, я все­гда иду на нее в хо­ро­шем на­стро­е­нии. Не знаю, смог­ла бы дру­гая про­фес­сия ме­ня так за­влечь. Не всем во­ди­те­ля­ми быть, обой­щи­ки то­же нужны.

– А мо­жет ли обувь или, на­при­мер, си­де­нья, рас­ска­зать что-​то о человеке?

– Обувь, на­вер­ное, в этом плане точ­нее. Например, по обу­ви мож­но лег­ко опре­де­лить воз­раст, пол, к ка­ко­му со­ци­аль­но­му клас­су от­но­сит­ся че­ло­век. С си­де­нья­ми слож­нее. – по­жи­ма­ет пле­ча­ми ма­стер, – у них ведь нет од­но­го вла­дель­ца. Оттого и с чех­ла­ми боль­ше все­го ра­бо­ты. Был да­же «пик вос­тре­бо­ван­но­сти» у этой ра­бо­ты, – за­дум­чи­во смот­рит в сто­ро­ну. – В кон­це 90-​х – на­ча­ле 2000-​х. Тогда хо­ди­ли автобусы-​Икарусы, си­де­ния на дер­ма­тине, рва­лись быст­рее со­вре­мен­ных и ра­бо­тать при­хо­ди­лось на­мно­го больше.

– Не за­ду­мы­ва­лись от­крыть свое де­ло? Или, мо­жет, по­сле ра­бо­ты всё вре­мя от­ни­ма­ет какое-​то хобби?

– Сейчас уже нет, вот рань­ше да, меч­тал про свое де­ло. Но, ви­ди­мо, не хва­ти­ло ком­мер­че­ской жил­ки. А хоб­би мо­им ста­ла ра­бо­та са­пож­ни­ка, ре­мон­ти­рую обувь «сво­им». В вы­ход­ные вы­пол­няю ра­бо­ту по до­му: там то­же все­гда най­дет­ся, где что под­ла­тать. А так, как и мно­гие, иг­рать люб­лю, – и за­га­доч­но улыбается.

– В «тан­чи­ки»?

– А во что же еще? – смеется.

ОБОЙЩИК ВАЛЕРИЙ, САПОЖНИК СЕРГЕЙ


При вы­хо­де из ма­стер­ской на тер­ри­то­рии ав­то­бус­но­го пар­ка столк­ну­лась с парнем:

– Никак жур­на­лист от Валеры? – схо­ду спро­сил он, уви­дав у ме­ня в ру­ках блок­нот и фотоаппарат. 

И без вся­ко­го перехода:

– Я Карташов Володя, кон­дук­тор. Помню, в сен­тяб­ре от­ра­бо­тал до обе­да на ли­нии, с на­стро­е­ни­ем от­ра­бо­тал, но по­рвал­ся бо­ти­нок, а впе­ре­ди ещё пол­дня ра­бо­ты! Приехал в га­раж на обед, ну ду­маю, не бо­си­ком же по­том пас­са­жи­ра оби­ле­чи­вать. А девчонки-​кондукторы мне и го­во­рят: до­бе­ги до Серёги-​обойщика, он без­от­каз­ный му­жик, по­мо­жет. По до­ро­ге встре­ти­лись на­ши сле­са­ря: где ма­сте­ра най­ти – а вон он у ав­то­бу­са си­де­нье за­ши­ва­ет, смот­ри толь­ко, го­во­рят, его Валера зо­вут. Я к Валере с прось­бой и об­ра­тил­ся. Он по­вёл ме­ня сра­зу в ма­стер­скую, там за­пах клея обув­но­го, и за 5 ми­нут на швей­ной ма­шин­ке по­чи­нил баш­мак. Расскажите, го­во­рю, что с именем-​то. Сергей, го­во­рит, я по пас­пор­ту из-​за ошиб­ки пас­пор­тист­ки, да млад­ший брат у ме­ня Сергей. А ме­ня все на­зы­ва­ют, как мать на­зва­ла, Валера! Добрейший му­жик, ра­бо­тя­щий. Постоянно с на­ро­дом, при де­ле, хо­ро­шо, что о нём напишете!

Шаблонный са­пож­ник, за­ня­той и почему-​то угрю­мый, как ри­со­ва­ло мое во­об­ра­же­ние, раз­бил­ся в мел­кую крош­ку! Сапожник ока­зал­ся се­дой блон­дин, доб­ряк с та­ин­ствен­ным име­нем, ин­тел­ли­гент­ный, скром­ный, да­же де­ли­кат­ный. Не Серёжа. Валерий Александрович, обойщик.

НАТАЛЬЯ МОЛОКАНОВА

Статья №: 109

>>> 976 просмотров

вниз вверх buttons buttons buttons buttons

>>> 977 просмотров