Валерий Смирнов, обойщик “Автобусного парка”

Сту­дент­ка кафед­ры жур­на­ли­сти­ки Нов­ГУ Ната­лья Моло­ка­но­ва завер­ши­ла учеб­ную прак­ти­ку в отде­ле по свя­зям с обще­ствен­но­стью ОАО Авто­бус­ный парк пуб­ли­ка­ци­ей о работ­ни­ке пред­при­я­тия в неза­ви­си­мом изда­нии. 

 

МОЛОКАНОВА Н. КТО ПОЧИНИТ ГАРМОШКУ // НОВАЯ НОВГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА, 10.08.2016, С. 20.

 

КТО ПОЧИНИТ ГАРМОШКУ

 

Нико­гда еще зем­ля не кру­ти­лась так быст­ро. Все­го два­дцать лет назад мир уме­ло обхо­дил­ся без наво­ро­чен­ных гад­же­тов. Про­фес­сии тка­ча, элек­три­ка, порт­но­го явля­лись ходо­вы­ми. Теперь людей лег­ко заме­ня­ют машинами-роботами, при­выч­ные для слу­ха про­фес­сии ухо­дят в про­шлое. Но есть то, что оста­ет­ся вос­тре­бо­ван­ным и по сей день. Слов­но в сапогах-скороходах мчит­ся XXI век, и на этом пути хоро­ший обув­щик – и нор­ма, и наход­ка! В «Авто­бус­ном пар­ке» на Хутын­ской 10 рабо­та­ет обой­щик, а по сов­ме­сти­тель­ству еще и сапож­ник, чело­век двой­но­го име­ни.

Валера 2

ТАЙНА ДВОЙНОГО ИМЕНИ


Вале­рий Алек­сан­дро­вич родил­ся на целине 9 мар­та 1967 года. По воле слу­чая в сви­де­тель­ство о рож­де­нии был запи­сан как Смир­нов Сер­гей Алек­сан­дро­вич. Несмот­ря на то, что в сви­де­тель­стве имя было исправ­ле­но, в архи­ве Вале­рий остал­ся Сер­ге­ем. Вот так и вышло, что для род­ных, близ­ких и дру­зей он – Вале­ра, а по всем доку­мен­там – Сер­гей… И, кста­ти, не было бы, может, ника­ко­го интер­вью с ним, если б я не назва­ла его… пра­виль­но: Вале­рий.


«Доб­рей­ший мужик, рабо­тя­щий. Посто­ян­но с наро­дом, при деле», – так отзы­ва­ют­ся о нём в гара­же. Точ­но, все­гда при деле: под раз­го­вор мастер ремон­ти­ро­вал мои босо­нож­ки. Шур­шал наждач­ный ста­нок, кро­и­лись дета­ли из мик­ро­пор­ки и вот – новень­кие набой­ки!

– В жиз­ни часто при­хо­дит­ся объ­яс­нять людям, поче­му с име­нем так. Даже на сва­дьбе казус был. В самый раз­гар весе­лья тесть уви­дел в моем пас­пор­те имя – Сер­гей. Ну и нача­лось. На тот момент род­ня не зна­ла всей этой исто­рии, дол­го при­шлось объ­яс­нять, что я не мошен­ник, но ниче­го, со сме­хом вспо­ми­на­ем вот уже 26 лет. Два сына у нас, одно­му 11, дру­го­му 25, он води­тель КАМА­За.

Валера 1

ЧЕЙ ТУФЛЯ?


Вале­рий Алек­сан­дро­вич окон­чил обув­ное учи­ли­ще №1, когда-то рас­по­ла­гав­ше­е­ся близ Лодоч­ной стан­ции. Спе­ци­аль­ность – обув­щик. 16 лет про­ра­бо­тал в доме быта «Вол­хо­ва», что на Гзе­ни.

– Нра­ви­лось мне дело обув­щи­ка. Люди раз­ные при­хо­ди­ли. Мно­го, в день по 3–4 чело­ве­ка при­хо­ди­лось обслу­жи­вать. Дру­зья оста­лись с той рабо­ты, с кото­ры­ми под­дер­жи­ва­ем обще­ние. Во вре­ме­на дефи­ци­та, сколь­ко ни сошьём пар обу­ви, вниз в мага­зин из цеха спу­стим – и нов­го­род­цы влёт рас­ку­па­ли, как и не было нашей рабо­ты!

А 20 лет назад обув­щик Вале­ра стал обой­щи­ком в транс­порт­ном пред­при­я­тии.

– Что при­влек­ло меня? Не знаю. Но я здесь нашел свое место. Или оно меня нашло. Со швей­ной машин­кой, рас­кро­еч­ным сто­лом и наждач­ным стан­ком я уже был зна­ком, поэто­му пере­ход из одной про­фес­сии в дру­гую дал­ся лег­ко.

Раз­го­ва­ри­ва­ем, а мастер – вна­клон­ку за швей­ной машин­кой, за поши­вом новень­ких чех­лов для сиде­ний авто­бу­сов и трол­лей­бу­сов.

Валера5

 

ПИК ВОСТРЕБОВАННОСТИ


– Как орга­ни­зо­ван день обой­щи­ка?

– Рабо­чий день у меня длит­ся 8 часов. Каж­дые 2 дня хожу в рем­зо­ну, делаю обход, сам смот­рю, что тре­бу­ет рестав­ра­ции. И впе­ред, за рабо­ту. На мне ремонт сиде­ний и «гар­мо­шек» авто­бу­сов, заме­на зме­е­ек на рабо­чей одеж­де. Рань­ше, в кри­зис­ные годы, шил и ремон­ти­ро­вал сум­ки для кон­дук­то­ров, нын­че их через гос­за­куп­ки поку­па­ют. Но кон­дук­то­рам мело­чи в авто­бу­сах мно­го дают, рем­ни у сумок не выдер­жи­ва­ют, так чиню. А вот этим сего­дня зани­ма­юсь – новая обив­ка для сиде­ний, види­те?

– Кра­си­во, а гаран­тия есть у Ваших работ?

– Гаран­тия… Она от людей зави­сит, от пас­са­жи­ра, – и мастер вро­де бы сму­ща­ет­ся.

– Есть глав­ный сек­рет мастер­ства?

– А нет его. Для хоро­ше­го резуль­та­та важ­но, что­бы тебе твое дело нра­ви­лось. А ина­че бес­по­лез­но всё, будь ты хоть сапож­ни­ком, хоть кос­мо­нав­том. Рабо­та не долж­на быть бре­ме­нем.

– А все­гда ли Вы виде­ли себя имен­но в этой про­фес­сии?

– Нет, конеч­но, не все­гда, – улы­ба­ет­ся мастер, поправ­ля­ет очки. – В меч­тах было води­те­лем стать, как отец, но тут зре­ние под­ве­ло. И вот, быва­ет, гово­рят, откру­тить лет этак на два­дцать назад, изме­нил бы свое реше­ние? Не изме­нил бы. Моя рабо­та нико­гда не была в тягость, я все­гда иду на нее в хоро­шем настро­е­нии. Не знаю, смог­ла бы дру­гая про­фес­сия меня так завлечь. Не всем води­те­ля­ми быть, обой­щи­ки тоже нуж­ны.

– А может ли обувь или, напри­мер, сиде­нья, рас­ска­зать что-то о чело­ве­ке?

– Обувь, навер­ное, в этом плане точ­нее. Напри­мер, по обу­ви мож­но лег­ко опре­де­лить воз­раст, пол, к како­му соци­аль­но­му клас­су отно­сит­ся чело­век. С сиде­нья­ми слож­нее. – пожи­ма­ет пле­ча­ми мастер, – у них ведь нет одно­го вла­дель­ца. Отто­го и с чех­ла­ми боль­ше все­го рабо­ты. Был даже «пик вос­тре­бо­ван­но­сти» у этой рабо­ты, – задум­чи­во смот­рит в сто­ро­ну. – В кон­це 90-х – нача­ле 2000-х. Тогда ходи­ли автобусы-Икарусы, сиде­ния на дер­ма­тине, рва­лись быст­рее совре­мен­ных и рабо­тать при­хо­ди­лось намно­го боль­ше.

– Не заду­мы­ва­лись открыть свое дело? Или, может, после рабо­ты всё вре­мя отни­ма­ет какое-то хоб­би?

– Сей­час уже нет, вот рань­ше да, меч­тал про свое дело. Но, види­мо, не хва­ти­ло ком­мер­че­ской жил­ки. А хоб­би моим ста­ла рабо­та сапож­ни­ка, ремон­ти­рую обувь «сво­им». В выход­ные выпол­няю рабо­ту по дому: там тоже все­гда най­дет­ся, где что под­ла­тать. А так, как и мно­гие, играть люб­лю, – и зага­доч­но улы­ба­ет­ся.

– В «тан­чи­ки»?

– А во что же еще? – сме­ет­ся.

 

 

ОБОЙЩИК ВАЛЕРИЙ, САПОЖНИК СЕРГЕЙ


При выхо­де из мастер­ской на тер­ри­то­рии авто­бус­но­го пар­ка столк­ну­лась с пар­нем:

– Никак жур­на­лист от Вале­ры? – схо­ду спро­сил он, уви­дав у меня в руках блок­нот и фото­ап­па­рат.

И без вся­ко­го пере­хо­да:

– Я Кар­та­шов Воло­дя, кон­дук­тор. Пом­ню, в сен­тяб­ре отра­бо­тал до обе­да на линии, с настро­е­ни­ем отра­бо­тал, но порвал­ся боти­нок, а впе­ре­ди ещё пол­дня рабо­ты! При­е­хал в гараж на обед, ну думаю, не боси­ком же потом пас­са­жи­ра оби­ле­чи­вать. А девчонки-кондукторы мне и гово­рят: добе­ги до Серёги-обойщика, он без­от­каз­ный мужик, помо­жет. По доро­ге встре­ти­лись наши сле­са­ря: где масте­ра най­ти – а вон он у авто­бу­са сиде­нье заши­ва­ет, смот­ри толь­ко, гово­рят, его Вале­ра зовут. Я к Вале­ре с прось­бой и обра­тил­ся. Он повёл меня сра­зу в мастер­скую, там запах клея обув­но­го, и за 5 минут на швей­ной машин­ке почи­нил баш­мак. Рас­ска­жи­те, гово­рю, что с именем-то. Сер­гей, гово­рит, я по пас­пор­ту из-за ошиб­ки пас­пор­тист­ки, да млад­ший брат у меня Сер­гей. А меня все назы­ва­ют, как мать назва­ла, Вале­ра! Доб­рей­ший мужик, рабо­тя­щий. Посто­ян­но с наро­дом, при деле, хоро­шо, что о нём напи­ше­те!

 

Шаб­лон­ный сапож­ник, заня­той и почему-то угрю­мый, как рисо­ва­ло мое вооб­ра­же­ние, раз­бил­ся в мел­кую крош­ку! Сапож­ник ока­зал­ся седой блон­дин, доб­ряк с таин­ствен­ным име­нем, интел­ли­гент­ный, скром­ный, даже дели­кат­ный. Не Серё­жа. Вале­рий Алек­сан­дро­вич, обой­щик.

НАТАЛЬЯ МОЛОКАНОВА

Статья №: 109

>>> 1036 просмотров

вверх вниз buttons buttons buttons buttons

>>> 1037 просмотров