Открытое акционерное общество

Автобусный парк Великого Новгорода

Основной вид деятельности ОАО "Автобусный парк" – перевозка пассажиров по городским маршрутам в Великом Новгороде автобусами и троллейбусами. На предприятии производится ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, тяговых подстанций, контактной сети троллейбусов, оборудования газовых котельных; осуществляется продажа билетной продукции; оказываются медицинские услуги и услуги общественного питания; организовано профессиональное образование по подготовке водителей троллейбусов.

Начало созданию отдельного пассажирского предприятия положено 29 ноября 1955 года, когда после разделения автотранспортной конторы было выделено 36 автобусов, 37 легковых и 15 грузовых такси. На этой основе было создано пассажирское хозяйство, разметившее во вновь выстроенном гараже, который был рассчитан на 50 грузовых автомобилей.

За 10 лет пассажирское хозяйство увеличилось с 36 малогабаритных автобусов до 143 единиц типа ЛАЗ и ИКАРУС-​55, из которого в 1966 году в отдельное хозяйство выделен таксопарк.

В 1968 году в предприятии находился 171 автобус, обслуживались 20 городских маршрутов, 9 пригородных и 14 междугородних маршрутов, за год перевозилось свыше 40 миллионов пассажиров.

В первом из предприятий Министерства автомобильного транспорта РСФСР в 1966 году введена бескондукторная система сбора оплаты за проезд, а с 1 октября 1973 года, опять в первом из предприятий Министерства, внедрили бескассовый метод сбора оплаты за проезд. Для усиления контроля за работой автобусов на линии в 1972 году организована центральная диспетчерская служба.

1 октября 1982 года из состава Автоколонны 1406 было выделено пассажирское автотранспортное предприятие - 2. Списочный состав парка составлял 152 автобуса.

Предприятие требовало обновления, так как на протяжении длительного времени строительства нового гаража на улице Нехинской, все сила и средства направлялись на его достройку.

С 1982 по 1987 г. списочный состав парка увеличился с 152 до 190 машин. Объемы перевозок в городе выросли на 20%.

С целью укрупнения предприятий на основании приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 27.08.87 № 102 с 1 октября 1987г. на базе автоколонны 1406 и Новгородского пассажирского автотранспортного предприятия № 2 было организовано Новгородское производственное объединение пассажирского автотранспорта, которое просуществовало до 1992 года.

За эти годы поддерживался сложившийся уровень списочного состава и маршрутная сеть города. В 1989 г. было проведено обследование пассажиропотоков на внутригородских маршрутах города и разработаны предложения по изменению схемы маршрутной сети и было предложено осуществить строительство троллейбусного парка на 50 мест.

В 1992 г. объединение вновь разделено на 2 самостоятельных предприятия: а/​к 1406 и ПАТП-​2. В этом же году предприятие передано в муниципальную собственность и зарегистрировано как муниципальное предприятие Новгородского пассажирского автотранспорта-2.

В 1993г. в городе было начато строительство троллейбусных линий. Развитие электротранспорта является для Новгорода одним из решений по оздоровлению экологической обстановки в городе, являющимся одним из исторических центров России и имеющим огромное количество памятников истории и архитектуры.

В Вологде были закуплены 10 капитально отремонтированных троллейбусов. Часть сpедств на их пpиобpетение в сумме 700 млн.p. была выделена новгоpодскими пpедпpиятиями " Вече ","Агpобанк ", " Акpон ", " Алкон " , " Hовгоpодский мясной двоp " , " ДСК " и " HТПК " .

Движение троллейбусов по первому маршруту протяженностью 17 км было открыто с 1 декабря 1995 года. Строительство второй очереди троллейбусного депо продолжалось. С 12 июня 1998г. был открыт 2 маршрут протяженностью 6,6 км и с 18 августа 1998г. открыт 3 маршрут протяженностью 7,1 км. В этом же году закончено строительство 4 тяговой подстанции мощностью 2145 тыс. кВт. В 2000г. проведена реконструкция контактной сети на ул. Нехинской и выполнен работниками предприятия монтаж контактной линии третьей очереди троллейбусного движения до Григорово. В октябре 2000г. открыт 4 троллейбусный маршрут. В мае 2001г. открыт 5 троллейбусный маршрут. На 1 января 2002г. протяженность троллейбусных маршрутов составила 35,6 км.

С 1994 г. предприятие начало участвовать в проекте Министерства транспорта РФ "Городской пассажирский транспорт". Разрабатывается программа развития пассажирского транспорта в г. Новгороде, предусматривающая:

• расширение маршрутной сети движения автобусов,

• откpытие тpоллейбусной линии с целью улучшения экологической обстановки в гоpоде,

• улучшение качества обслуживания пассажиров при замене подвижного состава на новый - большей вместимости и комфортности,

• внедрение системы диспетчерского контроля за работой транспорта " Нежан ",

• повышение сбора доходов от перевозки пассажиров и уменьшение количества пассажиров, не оплачивающих проезд,

• улучшение финансового состояния предприятия за счет достижения уровня собираемых доходов в расходах не менее 50% и снижение соответственно размера дотаций из городского бюджета.

С марта 1995 года для улучшения сбора доходов на предприятии вновь вводится работа кондукторов пассажирского автотранспорта.

В ходе реализации проекта «Городской пассажирский транспорт» с 1996г. получено за счет средств кредита МБР 80 автобусов марки "Мерседес-​Бенц-​Тюрк", 10 троллейбусов "Шкода", проведен капитальный ремонт 29 автобусов. В предприятии значительно обновляется производственная база. В 1997г. установлено новое оборудование, полученное за счет средств кредита МБР и заменен станочный парк, не обновлявшийся более двадцати лет. Открыты новые цеха: механический - по шлифовке коленчатых валов; агрегатный участок по ремонту компрессоров и водяных насосов; участок по ремонту гидросистем. Выполнен капитальный ремонт участка ТО-​1. Оборудована вентиляция в аккумуляторном и медницком цехах. В 1996г. проведена реконструкция котельной в автобусном парке. В 1998г. принята на баланс котельная Новтурбо для отопления троллейбусного депо, проведена реконструкция мойки с заменой оборудования, выполнен ремонт модуля заявочного ремонта площадью 1800 м2 с заменой вентиляции, смонтировано оборудование для вентиляции токарного и колодочного цехов, установлены 2 подъемника для ремонта сочлененных автобусов и 1 подъемник для ремонта троллейбусов. Оборудован пост диагностики для выполнения инструментального контроля транспортных средств. В 1999г закончен капитальный ремонт моторного цеха, выполнен ремонт кровли моторного и кузовного цехов, отремонтирована бойлерная и фасады зданий в МУП ПАТ-​2 и троллейбусном депо. С марта 1999г. начала работать новая столовая. Во 2 квартале принята в эксплуатацию пристройка к административному корпусу МУП ПАТ-​2 – 2 этаж над столовой.

В 2001г. введена в эксплуатацию первая очередь диагностического и учебного центра по ул. Студенческой , 27 (территория бывшей базы связи. С 20 февраля 2002г диагностический центр по ул. Студенческой введен в строй.

С 2001года в ремонтных мастерских предприятия организован капитальный ремонт кузовов автобусов. Ежегодно капитальный ремонт кузова производится более 15 единицам подвижного состава.

В феврале 2003 года введен в эксплуатацию учебный центр по подготовке водителей и слесарей для ремонта и обслуживания автобусного парка площадью 186,9 кв. метров.

В 2004 году построена площадка для стоянки автобусов, расположенная рядом с троллейбусным депо.

В 2012 году путем реорганизации троллейбусное депо отсоединилось от МУП ПАТ-​2. С июля 2014г. Троллейбусное Депо снова вошло в состав ОАО "Автобусный парк" .

До октября 2016 года парк, который начинался с 36 автобусов, силами более чем 1000-​ного коллектива 107 автобусами и 19 троллейбусами выполнял работу по обслуживанию 24 автобусных и 3 троллейбусных маршрутов, имея в своем составе:

• две автобусные колонны, которые располагают 160 автобусами марок ЛиАЗ, Мерседес-​Бенц, НЕФАЗ , ПАЗ, в том числе 93 автобуса ЛиАЗ, работающие на компримированном газе, арендованных у ООО «Питер-​Авто» на 3 года, троллейбусы;

• ремонтные мастерские;

• котельную;

• автозаправочную станцию;

• мойку автобусов;

• пост диагностики;

• учебный центр;

• здравпункт;

• кафе-​столовую на 45 мест.

2016-​й год шёл в ОАО "Автобусный парк" под знаком обновления подвижного состава. 6 автобусов приобретены в собственность, 17 в лизинг, еще 16 арендовано с правом выкупа.

Осенью 2016 года предприятие, со времён принадлежности городу арендовавшее 93 газовых автобуса у партнёра из СПб, доказало в суде, что условия аренды, указанные в договоре, носили кабальный характер. Собственник не согласился на пересмотр условий, в один вечер наложив запрет на эксплуатацию 83 своих машин. Предвидя конфликтный сценарий развития событий, был разработан план мероприятий по закрытию маршрутов, при котором предприятие выполняет транспортную работу по 20 маршрутам с помощью собственных 81 автобусов, работой ещё по 4 маршрутам горожан поддержат другие перевозчики Великого Новгорода. И 12 октября 2016 года общественный транспорт сработал стабильно, интервалы между движением автобусов изменились в сторону увеличения, но незначительно. В ОАО «Автобусный парк» транспортная работа выполнялась 81 автобусом, в том числе 24 машинами особо большой вместимости.

На март 2017 г. силами 102 имеющихся автобусов (из них 16 в аренде, 17 в лизинге и 69 в собственности) предприятием ежедневно выполняется 78 выходов по 21 городскому маршруту плюс работа 19 троллейбусов по 3 маршрутам.

Совместно с учебно-​курсовым комбинатом осуществлены два набора на курсы водителей троллейбусов. Радуют регулярные победы водителей предприятия в соревнованиях профессионального мастерства в Санкт-​Петербурге. В профориентационных целях проводятся презентации транспортных профессий предприятия и экскурсии по гаражу для школьников Великого Новгорода и Новгородского района. Горожане приветствуют социально-​ориентированные акции предприятия: конкурс рисунков, "читающий автобус" (возможность скачать книгу внутри салона по QR-​коду), "кондуктор -- Дед Мороз" и мн. др. ОАО «Автобусный парк» -- единственное в городе предприятие, чьи автобусы представлены на интерактивной глонасс-​карте на 100%, и по своим мобильным устройствам пассажиры могут быть оперативно ориентированы о времени прибытия автобусов, в том числе, 14 низкопольных для удобства маломобильных категорий пассажиров.

В ОАО "Автобусный парк" бесплатны медицинские осмотры работников: водителей автобусов и троллейбусов, а также занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда; возможно физиотерапевтическое лечение в фельдшерском здравпункте. Для работников предусмотрен бесплатный проезд в городском транспорте, каждый 11-​й обед в столовой предприятия -- бесплатно. С опорой на профсоюз проводятся праздничные концерты к значимым датам предприятия, коллективные поездки на экскурсии, за грибами, на День рыбака, участие в общегородских шествиях и митингах 1 мая, 20 января; открыта постоянная мини-​экспозиция об истории транспортного предприятия на базе Музея Профсоюзов Новгородской области.

Центральная диспетчерская служба характеризует предприятие как самого дисциплинированного перевозчика на новгородском рынке.