Интервью с Вячеславом Бойцовым. «Хочу на своём месте».

«Новая нов­го­род­ская га­зе­та» № 11 (16 мар­та, 2016 года)

О ПРОФЕССИИ.

Водить я на­учил­ся в ар­мии, в по­гран­вой­сках в Карелии. И при­ки­пел к это­му де­лу. В удо­воль­ствие, от ду­ши да ещё и день­ги пла­тят! (сме­ёт­ся). Там я на­учил­ся то­му, что всю жизнь и де­лаю. Никогда не ды­шу в спи­ну - пря­мо в ли­цо го­во­рю. Не оби­жу сла­бо­го, не пну упавшего.

У во­ди­те­ля долж­на быть хо­ро­шая зри­тель­ная па­мять. Водитель ав­то­бу­са - как собака-​поводырь. Она не дёр­нет­ся в сто­ро­ну, не от­ве­тит на агрес­сию, все­гда при­ве­дёт, ку­да те­бе на­до. Постоянная со­сре­до­то­чен­ность и от­вет­ствен­ность. Раньше бо­лее чем за 20 сан­ти­мет­ров от оста­нов­ки не име­ли пра­ва оста­нав­ли­вать­ся, ТОЧНОСТЬ це­ни­лась, ею фор­си­ли. Теперь за этим мень­ше следят...

Характер за­ка­ля­ет­ся - во­ди­те­ли ав­то­бу­сов нескан­даль­ные в боль­шин­стве сво­ём. Такого тер­пе­ния, как у ав­то­бус­ни­ков, ма­ло у ко­го най­дёшь. Но уж ес­ли со­рвёт­ся - так со­рвёт­ся. Необходимость не ре­а­ги­ро­вать на мел­кие раз­дра­жи­те­ли на­кап­ли­ва­ет­ся - и...

Я ко­гда иду по го­ро­ду, за 10 ми­нут 10 раз по­здо­ро­ва­юсь. Этих лю­дей, иэтих род­ных нель­зя пло­хо во­зить в авто­бу­се. Нельзя. Такая профессия.

О СЕМЬЕ И ТЕАТРЕ. Женился я сра­зу по­сле ар­мии на де­вуш­ке, с ко­то­рой дру­жи­ли со шко­лы. И мы 38 лет вме­сте. Двух сы­но­вей вы­рас­ти­ли. Один - глав­ный опе­ра­тор на об­ласт­ном те­ле­ви­де­нии, се­рьёз­ный то­ва­рищ, в те­ат­ре рос, «дя­дя Гриша» его про­зва­ли. Звукорежиссёром там, в те­ат­ре, ра­бо­та­ла же­на Алла, те­перь на об­ласт­ном те­ле­ви­де­нии. В драм­те­ат­ре, ко­то­рый то­гда ещё в крем­ле был, пер­вые 15 лет сов­мест­ной жиз­ни я дне­вал и но­че­вал. Ошибка, что те­атр убра­ли из крем­ля! Там бы­ла ка­мер­ность, ат­мо­сфе­ра, а но­вое зда­ние - это Байконур, ду­шой к нему не при­жить­ся ни труп­пе, ни зри­те­лям. А вто­рой наш сын - на строй­ке от­де­лоч­ник. Есть у нас уже и внуч­ка, и внук. И меж­ду все­ми раз­ни­ца в 12 лет! Мы, Бойцовы, раз­мно­жа­ем­ся раз в 12 лет! (сме­ёт­ся).

С же­ной, кста­ти, мы по­зна­ко­ми­лись на поч­ве со­бак, а сей­час у нас кош­ка Кося (Кассандра). Первые два го­да не най­ти бы­ло до­ма, шке­ри­лась, пря­та­лась, и толь­ко че­рез 6 лет ста­ла си­деть на ру­ках, ста­ла от­кли­кать­ся на имя. Кошка по­луп­лю­ше­вая, до­ма се­рая, к весне с го­лу­бым, к ле­ту ры­жая и к осе­ни опять се­рая. Мама моя го­во­ри­ла: кош­ка - это судь­ба твоя, ни­ко­гда не обижай.

О РАБОТЕ В АВТОБУСНОМ ПАРКЕ. Я ра­бо­тал во­ди­те­лем в пар­тий­ных ор­га­нах, по­сле ГКЧП пар­тию разо­гна­ли. Пришёл в ав­то­бус­ный парк в 1992 го­ду, то­гда как раз по­сту­пи­ли но­вые ав­то­бу­сы - «Икарусы» жёл­тые, нов­го­род­цы их пом­нят. Я ра­бо­тал по марш­ру­ту №2. А ещё ав­то­бус был с коробкой-​автомат, и у него ра­бо­та­ло всё - от по­до­гре­ва до ав­то­за­пус­ка. Только до нас он 20 лет в Германии от­ра­бо­тал! Вот то­гда я окон­ча­тель­но по­нял, что зна­чит пра­виль­но экс­плу­а­ти­ро­вать технику.

Еще ра­бо­тал 7 лет на марш­рут­ке, на ПАЗике - ехать за­би­тым людь­ми и при этом сдай в кас­су вы­руч­ку за весь день. Продавцом би­ле­тов во­ди­те­лю быть - это су­ма­сше­ствие я за­пом­нил на всю жизнь. Сам со­би­рал пла­ту за про­езд, на - вход толь­ко че­рез пе­ред­нюю дверь. Деньги взять, би­ле­ты от­дать, а по­том ещё за ру­лём си­деть. До сих пор пом­ню этот ад.

Уходил го­да на три в биз­нес, но не всё вы­шло, вер­нул­ся. Вернулся к «Мерседесам», как раз кон­дук­то­ра по­яви­лись - и те­перь во­ди­тель был Водитель.

Все 92 ав­то­бу­са, взя­тые в ли­зинг, про­шли че­рез ме­ня из Тольятти до Новгорода. При пе­ре­гоне ав­то­бу­сов из Тольятти в грязь и ме­тель сле­сарь Сергей Никулов, взя­тый из Новгорода, рас­крыл­ся как ра­бот­ник: ав­то­бус ещё толь­ко по­ка­зы­вал­ся в во­ро­тах, а он уже знал, что и где чи­нить. В до­ро­ге че­ло­ве­ку да­ли воз­мож­ность ду­мать и при­ни­мать ре­ше­ния - и он про­явил се­бя как мастер.

Среди взя­тых то­гда ав­то­бу­сов один был «мёрт­вый», ни­кто не мог по­чи­нить. И вот под ним ле­жал, по­ка на ход не по­ста­вил, Володя Талабский, сле­сарь, ко­ро­боч­ник, аг­ре­гат­чик. Да и осталь­ные про­яви­ли твёр­дость характера.

Вообще, ко­гда мы ав­то­бу­сы за­би­ра­ли из Тольятти, они там 2 го­да не за­во­ди­лись, по по­ло­ви­ну са­ло­на в су­гро­бе сто­я­ли. Мы при­е­ха­ли, во­ди­те­ли Окунев, Горячёв, Воробьёв, - ни ло­пат, ни­че­го. Откопали. Сначала 2 ав­то­бу­са от­ко­па­ли за пол­ча­са - и они за­ве­лись, сра­зу! И на­стро­е­ние ро­ди­лось, ещё де­ся­ток ав­то­бу­сов мы от­ко­па­ли за пол­ча­са! Людям на­до да­вать про­яв­лять се­бя. Это сбли­жа­ет, от­кры­ва­ет друг для друга.

Даже те, кто ушёл с пред­при­я­тия, до сих пор все со­зва­ни­ва­ем­ся, хо­тя вро­де бы ни­че­го не свя­зы­ва­ет. И по­здрав­ля­ем друг дру­га, и об­ща­ем­ся. Костяк и внут­ри есть у пред­при­я­тия, и сна­ру­жи, как лес у до­ма, - то­же есть.

О ДРУЖБЕ.

Как во­ди­тель ав­то­бу­са я ак­ку­ра­тист, а как ав­то­лю­би­тель - я агрес­сор, я ав­то­спорт люб­лю: рал­ли, кар­тинг. Соревнования вы­иг­ры­вал на ПАЗе, КАМАЗе, Волге. И дру­зья у ме­ня за­яд­лые ав­то­мо­би­ли­сты, ра­бо­ты на транс­пор­те нам ма­ло. Вот Сергей Лукин класс­ный, всем по­мо­га­ет так, как на­до. Андрей Кузьмин друг, вы­слу­ша­ет, по­со­ве­ту­ет. Фокин че­ло­век сло­ва, уме­ю­щий от­ве­чать за свои сло­ва. Все трое со мной с дет­ства. Вроде ро­вес­ни­ки, а я у них учился.

О ХОББИ. Ролики - это необ­хо­ди­мость. Это моё ле­кар­ство по­сле ава­рии на мо­то­цик­ле. Бегать мне нель­зя: по­зво­ноч­ник. Попробовал ро­ли­ки - ско­рость, риск, ад­ре­на­лин. Два ви­да тор­мо­же­ния на ро­ли­ках: плюх (про­сто) и боль­шой плюх (в ку­сты). Нагрузка на но­ги хо­ро­шая. А зи­мой - зи­мой лы­жи. В день от 20 до 50 ки­ло­мет­ров от Псковской на Мячино, на ста­ди­он, на Ильмень. Бывало, и од­ним днём до Старой Руссы и об­рат­но. В се­мье лы­жи то­же уважают.

Кино люб­лю: «В бой идут од­ни ста­ри­ки» и вся во­ен­ная те­ма. Оперу люб­лю Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Стихи люб­лю Игоря Губермана - гру­бо­ва­то, но прав­ди­во. Книжка, бы­ва­ло, ле­жит в ав­то­бу­се. Когда те­бя до­ста­нет всё в жиз­ни, от­крой и по­чи­тай с лю­бой стра­ни­цы - и ты пой­мёшь, что всё - та­кая ерун­да: Благодарю те­бя, Творец, За то, что ду­мать на­чал очень ра­но, За то, что к вод­ке огу­рец Ты по­сы­лал мне по­сто­ян­но (сме­ёт­ся).

О КАРЬЕРЕ. Начальником не хо­чу, хо­чу на сво­ём ме­сте, бри­га­ди­ром во­ди­те­лей. Начальником мне не нра-​вит-​ся. В ка­би­не­те си­деть не умею.

Вот быль рас­ска­жу про Вадима Ивановича Фролова. Вот был ру­ко­во­ди­тель! Вышел из во­ди­те­лей в на­чаль­ни­ки га­ра­жа об­ко­ма КПСС. Когда его в 90-​е хо­ро­ни­ли, от го­сти­ни­цы «Садко» до Рождественского клад­би­ща, от мо­ста Александра Невского вся на­бе­реж­ная, вся Большая Московская сто­я­ли - оче­редь из ма­шин. Два длин­ных ав­то­бу­са и ГАИ пе­ре­кры­ва­ли движение.

Был он без осо­бо­го об­ра­зо­ва­ния, а ра­бо­тал так:

- Зачем вы­зы­вал, знаешь?

- Знаю.

- Ну вот иди, и чтоб боль­ше не повторял.

Ни ра­зу го­лос не по­вы­сил ни на ко­го. Себя боль­ше на­ка­зы­вал, чем лю­дей. Люди это по­ни­ма­ли. Все, да­же кто стар­ше, в раз­го­во­ре на­зы­ва­ли его на «вы». Ты на­чаль­ник, но ты свой. Вот принцип.

О ПАССАЖИРАХ. Водитель я - спо­кой­ный. 14 лет ра­бо­ты в пар­ке при­учи­ли быть ров­ным и то­ро­пить­ся так, чтоб лю­ди это­го не по­ня­ли. То, что за спи­ной, там моя во­ди­тель­ская от­вет­ствен­ность. Если на до­ро­ге кто-​то из ав­то­мо­би­ли­стов на­чи­на­ет наглеть, не раз­дра­жа­юсь, про­сто ча­ще смот­рю в зер­ка­ло - а я-​то кто? Вот пра­виль­ная над­пись на ма­ши­нах сей­час бы­ва­ет: «по­нять и простить».

Ну и за­бы­ва­ют, ко­неч­но, в са­лоне - кто что.

На ко­неч­ной на Московской в са­лоне за­пел остав­лен­ный кем-​то те­ле­фон, я его от­клю­чил и по­ло­жил в ка­би­ну, ду­мал в дис­пет­чер­скую вер­нуть в кон­це сме­ны и от­ту­да по­пробовать по­зво­нить вла­дель­цу. И вдруг де­ви­ца до­го­ня­ет ав­то­бус на так­си: мол, что я долж­на за ва­ми по все­му го­ро­ду на так­си гоняться?

А вот дру­гой ти­паж: у смен­щи­ка в ав­то­бу­се сум­ку на зад­нем сиде­нье оста­ви­ли, там до­ку­мен­ты пред­приятия, лич­ные бу­ма­ги. Полдня вла­дель­ца ис­ка­ли, а пас­са­жир­ка еле вспом­ни­ла, что их потеряла. 

Или вот на вок­за­ле в са­лоне сза­ди ле­жит па­кет - там пач­ки де­нег: баб­ка дом про­да­ла и па­кет неча­ян­но оста­ви­ла. Вернули!

А во­об­ще - пас­са­жи­ры раз­ные, в Сибири од­ни, в Карелии дру­гие. В Новгороде же пас­са­жир ду­ма­ю­щий и хо­ро­ший. Бывало, я во «Времечко», на те­ле­про­грам­му, ча­сто зво­нил - пре­ду­пре­ждал о пе­ре­ме­нах в марш­ру­тах: на­до пом­нить о лю­дях.

О КОЛЛЕКТИВЕ. Вся ко­гор­та во­ди­те­лей го­ро­да от 57-​го до 85-​го го­да рож­де­ния - все про­шли че­рез ав­то­бус­ный парк. Это це­лая суб­куль­ту­ра, она по­ти­хонь­ку пе­ре­хо­дит во­след за ра­бот­ни­ка­ми в осталь­ные пар­ки, это вид­но со сто­ро­ны. Какой во­ди­тель здесь вос­пи­ты­вал­ся, на Хутынской, 10, а ка­кой не здесь - вид­но по ма­не­ре во­жде­ния: на­ши на­стро­е­ны не со­зда­вать си­ту­а­ций на до­ро­ге. Наш луч­ше усту­пит, по­то­му что зна­ет, что в са­лоне по­ле­тят пас­са­жи­ры с си­де­ний или в спи­ну ав­то­бу­са лег­ко­вуш­ка прилетит.

И ра­бо­чее ме­сто - оно не толь­ко за ру­лём, оно во­круг, на тер­ри­то­рии, в под­соб­ках, в ком­на­те от­ды­ха, в туа­ле­те. Мужики - а у нас на Хутынской, 10 цве­ты бы­ли по сте­нам. Отдельную рем­зо­ну обо­ру­до­ва­ли - так бы­ло удоб­ней для ма­лень­ких ПАЗиков. И они ста­ли ре­мон­ти­ро­вать­ся за 2-​3 ча­са вме­сто 2-​3 дней. И под каж­дое ко­ле­со та­зик - чтоб ни грязь, ни во­да не тек­ла. Там ра­бо­та­ет ма­стер сво­е­го де­ла Володя Янгильдин, один из тех, на чьё пле­чо мож­но все­гда опереться.

Такой кол­лек­тив со­зда­ет­ся не за год, не за два. Предприятие всё вре­мя по­тро­шат, лю­ди ухо­дят, но всё рав­но эта мик­ро­куль­ту­ра са­мо­вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Старое по­ко­ле­ние ухо­дит. И мо­ло­дёжь долж­на при­вык­нуть: тут вка­лы­вать на­до! по два дня в неде­лю под 12 ча­сов - и на­ро­ду ведь так удоб­ней для жиз­ни. А вве­дут за­ко­ном си­сте­му «пя­ти­днев­ку ра­бо­тать» - и лю­ди не смо­гут на два вы­ход­ных съез­дить в де­рев­ню, от­дох­нуть там, день толь­ко на до­ро­гу же до да­чи по­те­ря­ешь. И лю­ди по­бе­гут с ра­бо­ты. Пусть сей­час ко­стяк инерт­ный, но он мощ­ный на пред­при­я­тии.

О ТРОЛЛЕЙБУСНОМ ДЕПО. Троллейбусное де­по - пе­чаль­ная ис­то­рия в го­ро­де. Создавалось оно всем го­ро­дом, боль­шие предприя­тия счи­та­ли сво­им дол­гом ку­пить трол­лей­бус для то­го, что­бы де­по со­сто­я­лось. Сеть в го­ро­де из­на­чаль­но бы­ла несу­раз­ной, незакольцованной.

Но при этом са­жа от ди­зель­ных ав­то­бу­сов в го­ро­де - ушла! С под­окон­ни­ков са­жа ушла. СО2 плюс дождь - кис­лот­ное раз­ру­ше­ние - ушло. Здоровые лю­ди и нераз­ру­шен­ная ар­хи­тек­ту­ра в го­ро­де - вот бы­ла цель трол­лей­бус­но­го движения.

Ну, и трол­лей­бус­ное де­по из­дёр­га­ли из­на­чаль­но. Неуверенностью в зав­траш­нем дне, угро­за­ми, что «боль­ше ты в го­ро­де ра­бо­ты троллейбусником-​то не найдёшь».

О ПОЛИТИКЕ. Пикировка меж­ду Бобрышевым и Митиным вре­дит го­ро­ду. Мериться, кто че­го сде­лал, не сде­лал, - не де­ло. Я про во­ди­те­лей то же са­мое ска­жу: сколь­ко я ча­сов от­ра­бо­тал, сколь­ко мне за­пла­тят и сколь­ко я вы­пью вод­ки се­го­дня - как толь­ко эта мысль те­бя по вы­хо­ду с ра­бо­че­го дня по­се­тит, - бе­ги с пред­при­я­тия. Это зна­чит, ты пе­ре­стал ду­мать. А во­ди­тель не мо­жет пе­ре­стать ду­мать. Маршруточники у нас с ав­то­бус­ни­ка­ми не во­е­ва­ли, за­ра­ба­ты­вать да­ва­ли всем. Маршруты и гра­фи­ки дви­же­ния про­ра­ба­ты­ва­ли вме­сте, му­жи­ки са­ми всё при­ду­мы­ва­ли, оста­ва­лось толь­ко утвер­дить и следовать.

Помню, печ­ки для кон­дук­то­ров в са­лоне чтоб ра­бо­та­ли - так вой­ну це­лую вёл с во­ди­ла­ми, чтоб по­чув­ство­ва­ли се­бя од­ним кол­лек­ти­вом, а не дву­мя раз­ны­ми отрядами.

Я же­лаю ОАО «Автобусный парк» устой­чи­вой ра­бо­ты и хо­ро­ших пас­са­жи­ров. Научить опять лю­дей ду­мать, чтоб не бы­ло «я на­чаль­ник, ты ду­рак». Работник дол­жен по­ни­мать, что он здесь что-​то зна­чит. Вот это по­ни­ма­ние укре­пить в кол­лек­ти­ве - и пред­при­я­тие устоит.

Вячеслав Бойцов раз­го­ва­ри­ва­ет, как управ­ле­нец. Даёт оцен­ку про­ис­хо­дя­ще­му жёст­ко и пря­мо, сра­зу на хо­ду под­би­ра­ет воз­мож­ные ва­ри­ан­ты ре­ше­ния про­из­вод­ствен­ных во­про­сов, при этом в за­ме­ча­ни­ях уме­ет не обес­це­нить труд дру­гих лю­дей. О род­ном га­ра­же на Хутынской, 10 го­во­рит: «Я, ко­гда ра­бо­тал здесь, из до­ма шёл - до­мой. А в дру­гих ме­стах ес­ли я ра­бо­таю, то из до­ма иду - на ра­бо­ту... Я ещё вер­нусь!» Ждём. Все ждут.

Елена МИХАЙЛОВА

Статья №: 77

>>> 462 просмотров

вниз вверх buttons buttons buttons buttons

>>> 463 просмотров