Интервью с первым директором «Автобусного парка»

«Разбалованы пас­са­жи­ры»: ин­тер­вью с 1-​м ди­рек­то­ром «Автобусного пар­ка» /​/​Интернет-​журнал «Портал 53», 2 мар­та 2016

«Разбалованы пас­са­жи­ры...»

Ветеран транс­пор­та при­зы­ва­ет го­ро­жан и пе­ре­воз­чи­ков «блю­сти нор­му, при­хо­дить в чувство». 

70-​летний юби­лей от­празд­но­вал этой зи­мой пер­вый ди­рек­тор ПАТП-​2 Александр Александрович Аксёнов. Он рас­ска­зал, ка­ким был пред­ше­ствен­ник ны­неш­не­го ОАО «Автобусный парк», и по­де­лил­ся мне­ни­ем о ны­неш­нем со­сто­я­нии пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок в об­ласт­ном цен­тре.

СПРАВКА:

В 1982 г. Новгородское транс­порт­ное объ­еди­не­ние раз­де­ли­ли на два са­мо­сто­я­тель­ных пред­при­я­тия: ав­то­ко­лон­ну № 1406 и ПАТП-​2. Последнее бы­ло пе­ре­да­но в му­ни­ци­паль­ную соб­ствен­ность для вы­пол­не­ния го­род­ских пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок, а «круг­лый га­раж» на ул. Нехинской брал на се­бя при­го­род­ные и меж­ду­го­род­ние маршруты. 

– Каково это – быть ди­рек­то­ром транс­порт­но­го предприятия? 

-- Скажу так: это со­вер­шен­но не то, что быть за­мом. С 1969 го­да был я сле­са­рем, по­том ме­ха­ни­ком, по­том в экс­плу­а­та­ции до 1982 го­да ра­бо­тал. А как ди­рек­то­ру мне вы­па­ло со­зда­вать всю струк­ту­ру ПАТП-​2, всю бух­гал­те­рию, под­би­рать но­вых спе­ци­а­ли­стов. Помню, га­раж го­рел, де­ре­вян­ная фер­ма у него бы­ла, так что стро­и­ли но­вые сте­ны. Так я как ди­рек­тор на­брал на год око­ло 90 че­ло­век - учить на во­ди­те­лей, на ка­те­го­рию Д и с пе­ре­под­го­тов­кой на ка­те­го­рию Е. Специально на­би­рал из учи­лищ, и вот эти ка­мен­щи­ки, свар­щи­ки, по­ми­мо учё­бы, га­раж но­вый и стро­и­ли. Тогда про­бле­ма бы­ла до­стать ма­те­ри­а­лы, так мне по­мог с ли­ми­та­ми на кир­пич сов­хоз «Красное зна­мя» Поддорского рай­о­на. «Круглый га­раж» на Нехинской как зда­ние - тех­но­ло­ги­че­ски ни­ка­кой, а Хутынскую, 10 стро­и­ли са­ми транс­порт­ни­ки под су­ще­ству­ю­щие за­да­чи и по­движ­ной со­став. Это уви­дел в 1983 или 84-​м го­ду Министр транс­пор­та, ко­гда при­ез­жал на Хутынскую, 10 в гости. 

– Какими в то вре­мя бы­ли пассажиры? 

– Ласковыми, как все­гда, – сме­ёт­ся Сан Саныч. – Жаловаться лю­би­ли, жа­лоб бы­ло мно­го. Типичные жа­ло­бы – по­че­му ав­то­бус ми­мо оста­нов­ки в га­раж про­ехал и по­че­му два ав­то­бу­са вме­сте едут, а по­том - ни­ко­го. А ведь мы ста­ра­лись во­зить лю­дей, чтоб друг на дру­ге не ви­се­ли. Тогда за­во­ды ра­бо­та­ли, в од­но вре­мя все на­чи­на­ли сме­ну. И вот мы вме­сте с го­род­ски­ми вла­стя­ми раз­би­ли учре­жде­ния и ву­зы на груп­пы и на пол­ча­са сдви­га­ли на­ча­ло смен, чтоб не тол­пой всех сра­зу пе­ре­во­зить. А сей­час во­ди­те­лям ещё слож­ней: до­ро­ги пе­ре­гру­же­ны транс­пор­том. Это на 1977-​й год транс­порт­ная схе­ма бы­ла при­зна­на спе­ци­а­ли­ста­ми для Новгорода прак­ти­че­ски идеальной… 

– Какие труд­но­сти нов­го­род­ских транс­порт­ни­ков се­го­дня оче­вид­ны с вы­со­ты ва­ше­го опы­та?

– Трудность та­кая: пе­ре­воз­чи­ков мо­жет быть сколь­ко угод­но в го­ро­де, глав­ное - сколь­ко у них ав­то­бу­сов и ка­ко­го ка­че­ства. Сегодня, к несча­стью, пер­во­го мно­го, а вто­ро­го ма­ло у всех 4 го­род­ских транс­порт­ных пред­при­я­тий... Во Пскове го­род по на­се­ле­нию - по­чти как Великий Новгород, а ма­шин все­го под 140, и они дер­жат уро­вень об­слу­жи­ва­ния. Там всё - в од­них ру­ках, а у нас и ма­шин боль­ше в два ра­за, и до­хо­ды де­лят­ся на че­ты­рёх пе­ре­воз­чи­ков. Надо чёт­ко знать, ка­кое ко­ли­че­ство ав­то­бу­сов и ка­кой вме­сти­мо­сти долж­но ра­бо­тать на марш­ру­тах. А это мож­но опре­де­лить толь­ко при пол­ном об­счё­те пас­са­жи­ро­по­то­ка в городе. 

Так что вто­рая труд­ность – на­до за­ка­зы­вать гра­мот­ным спе­ци­а­ли­стам об­счёт пас­са­жи­ро­по­то­ка. По од­но­му пе­ре­воз­чи­ку под­счёт не даст ни­че­го, на­до ком­плекс­но. А у нас хо­тят лю­ди ехать в по­лу­пу­стом ав­то­бу­се – и ма­ло пла­тить за это! Так не бы­ва­ет. Автобус по­рож­ня­ком хо­дить не дол­жен, это до­ро­го в об­слу­жи­ва­нии и по­том всё рав­но ля­жет в та­риф для то­го же пассажира. 

Третья труд­ность – ха­рак­тер управ­ле­ния транс­пор­том. Вот из­нос пар­ка на Хутынской, 10 ве­лик, до 10% в год долж­но об­нов­лять­ся по­движ­но­го со­ста­ва, то есть по 19 еди­ниц транс­пор­та ми­ни­мум. А из ка­ких до­хо­дов? По сту­ден­че­ским про­езд­ным – ну фарс же! Нельзя ни­ко­го во­зить за­дё­ше­во без воз­ме­ще­ния пред­при­я­ти­ям вы­па­да­ю­щих до­хо­дов. Им но­вую тех­ни­ку не на что ста­нет ку­пить, и им же это в упрёк по­ста­вят. Вот Михал Михалыч Прусак в своё вре­мя от­дал 60 мил­ли­о­нов руб­лей из бюд­же­та впе­рёд, а не по 20 мил­ли­о­нов на 3 го­да, – и пар­ки об­нов­ля­ли по всей об­ла­сти. Вообще не бы­ло от­дель­ных чи­нов­ни­ков, что­бы за­ни­ма­лись транс­пор­том. В те вре­ме­на справ­ля­лись са­ми пе­ре­воз­чи­ки и один толь­ко чи­нов­ник был, Николай Михайлович Степанов, внут­ри ко­ми­те­та по иму­ще­ству. Отдать долж­ное на­до и то­гдаш­не­му за­ме­сти­те­лю гу­бер­на­то­ра Алфимову Владимиру Григорьевичу, это при нём вво­дил­ся еди­ный со­ци­аль­ный билет. 

– Как вы оце­ни­ва­е­те сло­жив­шу­ю­ся си­сте­му опла­ты на­се­ле­ни­ем услуг об­ще­ствен­но­го транс­пор­та?

– Я за­стал вре­ме­на, ко­гда в кас­су в са­лоне пас­са­жир бро­сал мо­нет­ку и от­ма­ты­вал би­лет. А иной мог и по­ку­сить­ся на эту кас­су... Так что счи­таю, что внед­рён­ная у нас по­том од­ни­ми из пер­вых в стране бес­кас­со­вая си­сте­ма ока­за­лась са­мой луч­шей. Где на транс­пор­те нет пря­мо­го кон­так­та лю­дей и де­нег – там все бы­ли чест­ные, как кри­сталл. Это не на де­ре­вен­ской до­ро­ге день­ги из рук в ру­ки пас­са­жир во­ди­те­лю пе­ре­да­ёт, а тот би­лет не от­ры­ва­ет! Три кла­на бы­ва­ет у транс­порт­ни­ков: го­род­ской пе­ре­воз­чик, так­си­сты и меж­го­род. У двух по­след­них жи­вые день­ги в ру­ках – зна­чит, и воз­мож­ность от на­ло­га ухо­дить… А в Новгороде бес­кас­со­вое об­слу­жи­ва­ние с ком­по­сте­ром, ко­гда би­лет по­ку­па­ли в ки­ос­ке, а по­том ды­ря­ви­ли ком­по­сте­ром в са­лоне ав­то­бу­са, – бы­ло иде­аль­ным пла­те­жом, во­ди­тель и пред­при­я­тие бы­ли от­ре­ше­ны от де­нег. И до­хо­ды мы не по­те­ря­ли, они рос­ли. А на­ру­ше­на эта си­сте­ма бы­ла в 90-​е, то­гда за­во­ды за­кры­ва­лись в од­но­ча­сье, и вве­ли кон­дук­то­ров, что­бы лю­ди мог­ли где-​то работать. 

– Профессия во­ди­те­ля как-​то транс­фор­ми­ро­ва­лась на ва­ших гла­зах?

– Водитель – жут­ко тя­же­лая про­фес­сия. Недаром стаж вы­ра­бот­ки на го­род­ских марш­ру­тах стал на 5 лет ко­ро­че, в 55 лет идут на пен­сию при вы­ра­бот­ке в 20 лет. Он ся­дет за руль ав­то­бу­са, а пе­ред этим встань в 3 ча­са но­чи, да по­том за­ве­ди, да от­ре­мон­ти­руй – и по­сле каж­дый те­бе ещё ска­жет: «не дро­ва ве­зёшь»! Надзоров то­гда осо­бых не бы­ло, ра­бо­та­ли не по 170 ча­сов, чуть ли не по 300, и без вы­ход­ных, пред­ставь­те. Зарабатывали, ко­неч­но. Но про пре­стиж во­ди­тель­ской про­фес­сии – миф, про ад­скую тя­жесть – прав­да. Отличий сей­час немно­го. Тогда до­мой при­хо­дишь – дол­го пах­нешь со­ляр­кой. Сейчас на га­зу ав­то­бу­сы, по­луч­ше. Переработки вот те­перь над­зор запретил... 

– Что по­же­ла­е­те всем участ­ни­кам си­сте­мы об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, Александр Александрович?

– Пожелаю прий­ти в нор­му. Разбалованы пас­са­жи­ры – им уже яко­бы не по си­лам пе­ше­ход­ная до­ступ­ность об­ще­ствен­но­го транс­пор­та до 500 мет­ров. С дру­гой сто­ро­ны, мно­гие нор­маль­но пе­ре­шли в пе­ше­хо­ды, ес­ли до­хо­ды не поз­во­ля­ют за 22 руб­ля ехать од­ну оста­нов­ку. А транс­порт­ни­кам на­до стре­мить­ся вер­нуть бес­кас­со­вый прин­цип опла­ты за про­езд, ори­ен­ти­ро­вать­ся на те же ва­ли­да­то­ры. И Хутынская, 10 долж­на ста­рать­ся об­нов­лять парк. В Москве сред­ний воз­раст ав­то­бу­сов – 4,5 го­да, а у нас - страш­но на­звать... Так что всем по­же­лаю блю­сти нор­му, при­хо­дить в чувство!

Беседовала Елена МИХАЙЛОВА 

КСТАТИ:

В пер­вые мар­тов­ские дни в Калининграде бо­лее по­ло­ви­ны ав­то­бу­сов и марш­рут­ных так­си от­ка­за­лись ра­бо­тать из-​за кон­флик­та с го­род­ской мэ­ри­ей: мэ­ра го­ро­да от­ка­зал­ся пе­ре­за­клю­чить до­го­во­ры с неко­то­ры­ми пе­ре­воз­чи­ка­ми. Утром 2 мар­та не вы­шли на ли­нию 238 ав­то­бу­сов и марш­рут­ных так­си - бо­лее тре­ти транс­порт­ных еди­ниц, об­слу­жи­ва­ю­щих пас­са­жи­ров это­го об­ласт­но­го центра. 

Мэр Калининграда, по его сло­вам, пы­та­ет­ся уста­но­вить в го­ро­де «эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ный та­риф», од­на­ко пе­ре­воз­чи­ки «тре­бу­ют со­гла­ше­ние на пять лет с нере­гу­ли­ру­е­мы­ми та­ри­фа­ми». «Я это­го де­лать не бу­ду, и ни­кто ме­ня не за­ста­вит. В Волгограде вла­сти дрог­ну­ли и под­пи­са­ли со­гла­ше­ние. Там за неде­лю це­ны на про­езд уже два ра­за ме­ня­лись. Каждый сам се­бе уста­нав­ли­ва­ет та­риф. Я та­ко­го не до­пу­щу для ка­ли­нин­град­цев», - за­явил мэр А. Ярощук. 

«Возможно, неко­то­рое вре­мя ка­ли­нин­град­цам при­дет­ся ис­пы­ты­вать транс­порт­ные неудоб­ства, - ска­зал жур­на­ли­стам А.Ярошук. - Но в слу­чае де­мар­ша пе­ре­воз­чи­ков мы го­то­вы опе­ра­тив­но при­вез­ти в го­род сто пять­де­сят ав­то­бу­сов из Белоруссии вме­сте с во­ди­те­ля­ми и кондукторами».

Статья №: 68

>>> 1265 просмотров

вниз вверх buttons buttons buttons buttons

>>> 1266 просмотров