Интервью с первым директором “Автобусного парка”

«Раз­ба­ло­ва­ны пас­са­жи­ры»: интер­вью с 1-м дирек­то­ром «Авто­бус­но­го пар­ка» // Интернет-журнал «Пор­тал 53», 2 мар­та 2016

«Раз­ба­ло­ва­ны пас­са­жи­ры…»

Вете­ран транс­пор­та при­зы­ва­ет горо­жан и пере­воз­чи­ков «блю­сти нор­му, при­хо­дить в чув­ство».

70-летний юби­лей отпразд­но­вал этой зимой пер­вый дирек­тор ПАТП-2 Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Аксё­нов. Он рас­ска­зал, каким был пред­ше­ствен­ник нынеш­не­го ОАО «Авто­бус­ный парк», и поде­лил­ся мне­ни­ем о нынеш­нем состо­я­нии пас­са­жир­ских пере­во­зок в област­ном цен­тре.

СПРАВКА:

В 1982 г. Нов­го­род­ское транс­порт­ное объ­еди­не­ние раз­де­ли­ли на два само­сто­я­тель­ных пред­при­я­тия: авто­ко­лон­ну № 1406 и ПАТП-2. Послед­нее  было пере­да­но в муни­ци­паль­ную соб­ствен­ность для выпол­не­ния город­ских пас­са­жир­ских пере­во­зок, а «круг­лый гараж» на ул. Нехин­ской брал на себя при­го­род­ные и меж­ду­го­род­ние марш­ру­ты.

 

– Како­во это – быть дирек­то­ром транс­порт­но­го пред­при­я­тия?

– Ска­жу так: это совер­шен­но не то, что быть замом. С 1969 года был я сле­са­рем, потом меха­ни­ком, потом в экс­плу­а­та­ции до 1982 года рабо­тал. А как дирек­то­ру мне выпа­ло созда­вать всю струк­ту­ру ПАТП-2, всю бух­гал­те­рию, под­би­рать новых спе­ци­а­ли­стов. Пом­ню, гараж горел, дере­вян­ная фер­ма у него была, так что стро­и­ли новые сте­ны. Так я как дирек­тор набрал на год око­ло 90 чело­век — учить на води­те­лей, на кате­го­рию Д и с пере­под­го­тов­кой на кате­го­рию Е. Спе­ци­аль­но наби­рал из  учи­лищ, и вот эти камен­щи­ки, свар­щи­ки, поми­мо учё­бы, гараж новый и стро­и­ли. Тогда про­бле­ма была достать мате­ри­а­лы, так мне помог с лими­та­ми на кир­пич сов­хоз «Крас­ное зна­мя» Под­дор­ско­го рай­о­на. «Круг­лый гараж» на Нехин­ской как зда­ние — тех­но­ло­ги­че­ски ника­кой, а Хутын­скую, 10 стро­и­ли сами транс­порт­ни­ки под суще­ству­ю­щие зада­чи и подвиж­ной состав. Это уви­дел в 1983 или 84-м году Министр транс­пор­та, когда при­ез­жал на Хутын­скую, 10 в гости.

 

– Каки­ми в то вре­мя были пас­са­жи­ры?

–  Лас­ко­вы­ми, как все­гда, – сме­ёт­ся Сан Саныч. – Жало­вать­ся люби­ли, жалоб было мно­го. Типич­ные жало­бы – поче­му авто­бус мимо оста­нов­ки в гараж про­ехал и поче­му два авто­бу­са вме­сте едут, а потом — нико­го. А ведь мы ста­ра­лись возить людей, чтоб  друг на дру­ге не висе­ли. Тогда заво­ды рабо­та­ли, в одно вре­мя все начи­на­ли сме­ну. И вот мы вме­сте с город­ски­ми вла­стя­ми раз­би­ли учре­жде­ния и вузы на груп­пы и на пол­ча­са сдви­га­ли нача­ло смен, чтоб не тол­пой всех сра­зу пере­во­зить. А сей­час води­те­лям ещё слож­ней: доро­ги пере­гру­же­ны транс­пор­том. Это на 1977-й год транс­порт­ная схе­ма была при­зна­на спе­ци­а­ли­ста­ми для Нов­го­ро­да прак­ти­че­ски иде­аль­ной…

 

– Какие труд­но­сти нов­го­род­ских транс­порт­ни­ков сего­дня оче­вид­ны с высо­ты ваше­го опы­та?

– Труд­ность такая: пере­воз­чи­ков может быть сколь­ко угод­но в горо­де, глав­ное — сколь­ко у них авто­бу­сов и како­го каче­ства. Сего­дня, к несча­стью, пер­во­го мно­го, а вто­ро­го мало у всех 4 город­ских транс­порт­ных пред­при­я­тий… Во Пско­ве город по насе­ле­нию — почти как Вели­кий Нов­го­род, а машин все­го под 140,  и они дер­жат уро­вень обслу­жи­ва­ния. Там всё — в одних руках, а у нас и машин боль­ше в два раза, и дохо­ды делят­ся на четы­рёх пере­воз­чи­ков. Надо чёт­ко знать, какое коли­че­ство авто­бу­сов и какой вме­сти­мо­сти долж­но рабо­тать на марш­ру­тах. А это мож­но опре­де­лить толь­ко при пол­ном обсчё­те пас­са­жи­ро­по­то­ка в горо­де.

Так что вто­рая труд­ность – надо зака­зы­вать гра­мот­ным спе­ци­а­ли­стам обсчёт пас­са­жи­ро­по­то­ка. По одно­му пере­воз­чи­ку под­счёт  не даст ниче­го, надо ком­плекс­но. А у нас хотят люди ехать в полу­пу­стом авто­бу­се – и мало пла­тить за это! Так не быва­ет. Авто­бус порож­ня­ком ходить не дол­жен, это доро­го в обслу­жи­ва­нии и потом всё рав­но ляжет в тариф для того же пас­са­жи­ра.

Тре­тья труд­ность – харак­тер управ­ле­ния транс­пор­том. Вот износ пар­ка на Хутын­ской, 10 велик, до 10% в год долж­но обнов­лять­ся подвиж­но­го соста­ва, то есть по 19 еди­ниц транс­пор­та мини­мум. А из каких дохо­дов? По сту­ден­че­ским про­езд­ным – ну фарс же! Нель­зя нико­го возить задё­ше­во без воз­ме­ще­ния пред­при­я­ти­ям выпа­да­ю­щих дохо­дов. Им новую тех­ни­ку не на что ста­нет купить, и им же это в упрёк поста­вят. Вот Михал Миха­лыч Пру­сак в своё вре­мя отдал 60 мил­ли­о­нов руб­лей из бюд­же­та впе­рёд, а не по 20 мил­ли­о­нов на 3 года, – и  пар­ки обнов­ля­ли по всей обла­сти. Вооб­ще не было отдель­ных чинов­ни­ков, что­бы зани­ма­лись транс­пор­том. В те вре­ме­на справ­ля­лись сами пере­воз­чи­ки и один толь­ко чинов­ник был, Нико­лай Михай­ло­вич Сте­па­нов, внут­ри коми­те­та по иму­ще­ству. Отдать долж­ное надо и тогдаш­не­му заме­сти­те­лю губер­на­то­ра Алфи­мо­ву Вла­ди­ми­ру Гри­го­рье­ви­чу, это при нём вво­дил­ся еди­ный соци­аль­ный билет.

 

– Как вы оце­ни­ва­е­те сло­жив­шу­ю­ся систе­му опла­ты насе­ле­ни­ем услуг обще­ствен­но­го транс­пор­та?

– Я застал вре­ме­на, когда в кас­су в салоне пас­са­жир бро­сал монет­ку и отма­ты­вал билет. А иной  мог и поку­сить­ся на эту кас­су… Так что счи­таю, что внед­рён­ная у нас потом одни­ми из пер­вых в стране бес­кас­со­вая систе­ма ока­за­лась самой луч­шей. Где на транс­пор­те нет пря­мо­го кон­так­та людей и денег – там все были чест­ные, как кри­сталл. Это не на дере­вен­ской доро­ге день­ги из рук в руки пас­са­жир води­те­лю пере­да­ёт, а тот билет не отры­ва­ет! Три кла­на быва­ет у транс­порт­ни­ков: город­ской пере­воз­чик, так­си­сты и меж­го­род. У двух послед­них живые день­ги в руках –  зна­чит, и воз­мож­ность от нало­га ухо­дить… А в Нов­го­ро­де бес­кас­со­вое обслу­жи­ва­ние с ком­по­сте­ром, когда билет поку­па­ли в киос­ке, а потом дыря­ви­ли ком­по­сте­ром в салоне авто­бу­са, – было иде­аль­ным пла­те­жом, води­тель и пред­при­я­тие были отре­ше­ны от денег. И дохо­ды мы не поте­ря­ли, они рос­ли. А нару­ше­на эта систе­ма была в 90-е, тогда заво­ды закры­ва­лись в одно­ча­сье, и вве­ли кон­дук­то­ров, что­бы люди мог­ли где-то рабо­тать.

 

– Про­фес­сия води­те­ля как-то транс­фор­ми­ро­ва­лась на ваших гла­зах?

– Води­тель – жут­ко тяже­лая про­фес­сия. Неда­ром стаж выра­бот­ки на город­ских марш­ру­тах стал на 5 лет коро­че, в 55 лет идут на пен­сию при выра­бот­ке в 20 лет. Он сядет за руль авто­бу­са, а перед этим встань в 3 часа ночи, да потом заве­ди, да отре­мон­ти­руй – и после каж­дый тебе ещё ска­жет:  «не дро­ва везёшь»! Над­зо­ров тогда осо­бых не было, рабо­та­ли не по 170 часов, чуть ли не по 300, и без выход­ных, пред­ставь­те. Зара­ба­ты­ва­ли, конеч­но. Но про пре­стиж води­тель­ской про­фес­сии – миф, про адскую тяжесть – прав­да. Отли­чий сей­час немно­го. Тогда домой при­хо­дишь – дол­го пах­нешь соляр­кой. Сей­час на газу авто­бу­сы, получ­ше. Пере­ра­бот­ки вот теперь над­зор запре­тил…

 

– Что поже­ла­е­те всем участ­ни­кам систе­мы обще­ствен­но­го транс­пор­та, Алек­сандр Алек­сан­дро­вич?

– Поже­лаю прий­ти в нор­му. Раз­ба­ло­ва­ны пас­са­жи­ры – им уже яко­бы не  по силам пеше­ход­ная доступ­ность обще­ствен­но­го транс­пор­та до 500 мет­ров.  С дру­гой сто­ро­ны, мно­гие нор­маль­но пере­шли в пеше­хо­ды, если дохо­ды не поз­во­ля­ют за 22 руб­ля ехать одну оста­нов­ку. А транс­порт­ни­кам надо стре­мить­ся вер­нуть бес­кас­со­вый прин­цип опла­ты за про­езд, ори­ен­ти­ро­вать­ся на те же вали­да­то­ры. И Хутын­ская, 10 долж­на ста­рать­ся обнов­лять парк. В Москве сред­ний воз­раст авто­бу­сов – 4,5 года, а у нас — страш­но назвать… Так что всем поже­лаю блю­сти нор­му, при­хо­дить в чув­ство!

 

Бесе­до­ва­ла Еле­на МИХАЙЛОВА

 

КСТАТИ:

В пер­вые мар­тов­ские дни в Кали­нин­гра­де более поло­ви­ны авто­бу­сов и марш­рут­ных так­си отка­за­лись рабо­тать из-за кон­флик­та с город­ской мэри­ей: мэра горо­да отка­зал­ся пере­за­клю­чить дого­во­ры с неко­то­ры­ми пере­воз­чи­ка­ми. Утром 2 мар­та не вышли на линию 238 авто­бу­сов и марш­рут­ных так­си — более тре­ти транс­порт­ных еди­ниц, обслу­жи­ва­ю­щих пас­са­жи­ров это­го област­но­го цен­тра.

Мэр Кали­нин­гра­да, по его сло­вам, пыта­ет­ся уста­но­вить в горо­де «эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ный тариф», одна­ко пере­воз­чи­ки «тре­бу­ют согла­ше­ние на пять лет с нере­гу­ли­ру­е­мы­ми тари­фа­ми». «Я это­го делать не буду, и никто меня не заста­вит. В Вол­го­гра­де вла­сти дрог­ну­ли и под­пи­са­ли согла­ше­ние. Там за неде­лю цены на про­езд уже два раза меня­лись.  Каж­дый сам себе уста­нав­ли­ва­ет тариф. Я тако­го не допу­щу для кали­нин­град­цев», — заявил мэр А. Яро­щук.

«Воз­мож­но, неко­то­рое вре­мя кали­нин­град­цам при­дет­ся испы­ты­вать транс­порт­ные неудоб­ства, — ска­зал жур­на­ли­стам А.Ярошук. — Но в слу­чае демар­ша пере­воз­чи­ков мы гото­вы опе­ра­тив­но при­вез­ти в город сто пять­де­сят авто­бу­сов из Бело­рус­сии вме­сте с води­те­ля­ми и кон­дук­то­ра­ми».

Статья №: 68

>>> 1389 просмотров

вверх вниз buttons buttons buttons buttons

>>> 1390 просмотров